В то время как туристы ринулись на Алтай смотреть на солнечное затмение, было решено не выпендриваться и поехать на юг. Впрочем, судя по новостям на трассе М4 были огромные пробки - не только нам надоела отвратительная московская погода. Тут я и вспомнил про Волгоградскую и Астраханскую области, а особенно про целебное озеро Эльтон и соленое озеро Баскунчак. Пока в нашем распоряжении легковой автомобиль на низкопрофильной резине, мы не можем позволить себе сверхэкстремальные поездки в места с отсуствующим асфальтом. Первоначальный план поездки был: Самара - Саратов - Эльтон - Баскунчак - Волгоград. Но обычно в жизни удобнее сразу уехать подальше от дома, а на обратном пути медленно посещать попутные достопримечательности. Таким образом мы решили сразу ехать на озеро Баскунчак. Запланированный выезд в 5 утра мы проспали, сначала хотели перенести выезд на день позже, но потом решили выехать в обед. До Волгограда 900 км. МКАД. Пробки. Съезд на М4. Магистраль. Поворот на М6. Все, асфальта нет. Ну он конечно есть, еще можно вытерпеть постоянные заплатки, но стыки с интервалом километр на которых пробивает подвеску - это уже слишком. С наступлением темноты скорость передвижения плавно падала. В районе 2 часов ночи мы доехали до города Михайловка, в которой Яндекс обещал аж две гостиницы. Первую гостиницу мы нашли скачав карту города, но там предложили номер только за 4000 руб, а в вторую гостиницу мы еще поискали час среди какого-то завода и решили, что проще поспать в машине. На улице пошел дождь... Утром осмотрели Михайловку в дневном свете, закупили продуктов и двинули дальше на Волгоград. Погода испортилась - дождь лил как из ведра. Весь день ушел на осмотр Волгограда и окрестностей: Волгоград один из крупнейших туристических центров России. Город-памятник. Вытянут вдоль берега Волги почти на 100 километров, именно этот город был превращен в руины немцами, а затем теми же руками, что его разрушили, был выстроен заново. Это центральная набережная, «въездные» ворота города от Волги. А это - музей-панорама Сталинградская Битва. Комплекс, посвященный Сталинградской Битве, включает в себя здание старой мельницы, одно из немногих уцелевших в Битве, выставку вооружения времен ВОВ, музей ВОВ и Музей войны в Афганистане. Мемориальное панно у стены дома сержанта Павлова, а на переднем плане стоит FX35 на 20-х низкопрофильных колесах из Свердловской области. Здесь вообще иногородних машин тьма, особенно интересно было встретить автомобили из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Очень хорошо помнят. Здесь находится самая высокий памятник Ленину, правда когда-то на этом месте стояла фигура Сталина. Высота скульптуры - 27 метров, постамента - 30 метров. Входной шлюз Волго-Донского канала. На воротах надпись: «Слава великому Ленину». Местами в городе поставили плоские светодиодные светофоры, как в Минске. На удивление, они идеально видны даже при прямом солнечном свете. Кстати, про движение в городе: машин много, а еще больше маршрутных газелей. Ездят все кто как хочет, любимый маневр местных жителей - это с крайнего правого уйти в крайний левый не смотря в зеркала. Причем никто никого не пропускает, особенно пешеходов. А еще - переключение с зеленого на желтый происходит моментально без мигания, как результат очень много торможений в пол и аварий... Промышленность в городе - металлургический завод «Красный Октябрь». Но самая главная достопримечательность города - это Мамаев курган. Чтобы понять масштаб этого комплекса здесь обязательно нужно побывать. Родина-Мать - самая грандиозная статуя в России. Она почти в 2 раза выше американской Статуи Свободы, 87 метров. Длина меча - 33 метра. Стены-руины, и композиция «Стоять насмерть» по центру. Вдали видна набережная. Барельефы на стене. Все сделано с таким масштабом, что «Парк Победы» в Москве просто не впечатляет. Когда находишься у подножия статуи, пробирает легкая дрожь. Это не передать фотографиями. А еще в Волгограде есть метро-лайт. Официально называется скоростной трамвай. Катается по выделенному полотну, имеется две с половиной подземных станции, остальное в процессе строительства. Цена билета - 8 рублей (продает кондуктор, а на подземных станциях в дневное время еще работают кассы, но их билеты вечером уже недействительны). А еще при подъезде к станции трамвай выключает головное освещение. Впечатляет. Нагулявшись по городу, мы отправились в гостиницу Волго-Дон, сильно гордящуюся своим двухзвездочным статусом. Волгоград - отличный город, возможно мы еще сюда вернемся. На следующий день нам предстояло посетить озеро Баскунчак, одно из чудес России. После посещения Волгограда мы отправились на озеро Баскунчак. Для этого нужно переехать по Волжской ГЭС на противоположную сторону Волги. Здесь не все так просто с указателями, но при наличии GPS все просто, до ГЭС ехать нужно по указателям, после (в Волжском) исключительно следовать по направлению куда ведет GPS, т.к. объезная трасса в Волжском это какая-то жесть. Впереди оставалось где-то 150 км достаточно хорошей асфальтовой дороги с бескрайними степями вокруг и перекати-поле, весело катающимся по дороге. Подъезжаем к цели - здесь три поселка - Верхний, Средний и Нижний Баскунчак. В Среднем добывают гипс (завод knauf), в Нижнем добывают соль (завод Бассоль). Цель нашего визита - соленое озеро, наш ответ Мертвому морю. А также гора Большое Богдо, невысокая, зато единственная гора Прикаспийской низменности. Въезжаем в поселок. Сразу ощущается какой-то уют, разрухи не наблюдается, есть основные магазины, санаторий, общежитие, банкомат. Главная достопримечательность города - дети, предлагающие показать дорогу на озеро и требующие за это 20 рублей. Как саранча облепляющие машину и не дающие проехать. Очень сильно напомнило Муромцево Владимирской области. Когда приезжие не высказывают желания проехать на озеро (в таких случаях лучший ответ сказать, что уже был на озере и знаешь, где оно) дети начинают предлагать жилье в частном секторе :) Отделавшись от детей, мы направились на грунтовку в начале которой стоял знак «к озеру» со стрелкой ведущей в противоположную сторону. Разумно рассудив, что раз туда не направляют к озеру, значит там самое интересное. Поехали. До горы Богдо по GPS примерно 12 км (по прямой). Двухполосная грунтовка, местами позволяющяя ехать 40 км/ч (это для нас). Проехав порядка 10 км, увидя бесконечно далекую дорогу дальше, мы решили вернуться до предыдущего перекрестка. Здесь мы совершенно случайно встречаемся с Викой НЕСЕЗОН, известным геокешером. Что ж, продолжаем путь к горе вместе. Примерно через 20 км от асфальта мы наконец приезжаем на кордон ведущий в заказник. 80 рублей с человека, 150 рублей за автомобиль - официальные расценки для проезда. Пока ждем кассира (все серьезно!) нам предлагают посмотреть на верблюда Иннокентия - воооон там в степи, маленькая точка на горизонте. Ладно, поехали. Дорога к верблюду была с глубокой колеей, где мы не просто бы цепляли брюхом, а там бы и остались, поэтому двумя колесами пришлось ездить по степи. Пофотографировались с верблюдом и поехали обратно. Приехал кассир на УАЗике, оплатили въезд. - «Воон туда еще по грунтовке 4 километра, и там будет лестница». На фото видны поющие скалы. Поднимаемся на гору. Внизу две наших, и одна челябинская автомашина. Все-таки туристы сюда иногда добираются. Соленое озеро. Смотря атлас можно поначалу подумать об ошибке, где железнодорожная ветка проложена прямо до центра озера. На самом деле так и есть, по соли можно спокойно ездить даже на автомобиле. Урез воды в озере находится на 21 м ниже уровня моря. Вода в озере пополняется речкой Горькая, площадь водосбора которой составляет 11000 км², и водой из 25 родников. Солёность озера — около 300 г/л. Мощность поверхностной залежи соли на озере достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Ближе к вечеру возвращаемся обратно в поселок и проезжаем на озеро. Надо искупаться. С собой крайне желательно наличие пресной воды для обмывания. Официальный пляж, сюда же ездит маршрутка из санатория. Купание в озере достаточно специфично. Концентрация соли в нем находится на уровне Мертвого моря, поэтому утонуть здесь в принципе невозможно. Можно спокойно лежать на спине и держать ноутбук в руках ни капельки его не намочив. Все дно состоит из окаменевшей соли. После выхода на берег нужно ополоснуться, иначе после высыхания можно стать похожим на пельмешку. Вечером отправляемся на стоянку к пресному озеру, там же встречаем еще туристов из Москвы, направляющихся в Астрахань. Едем еще раз купаться. Соль, соль! Она повсюду. Говорят, что здесь добывают 80% соли в России, для меня только осталась загадка, куда ее потом девают? В Москве поваренная пищевая соль либо Брянская, либо из Белорусии и Словении. В местном поселковом магазине 1 кг поваренной пищевой соли стоит 2,50 руб. А вот, наконец мы направились к первоначальной цели нашей поездки - озеру Эльтон. У нас было два пути - первый через степь по грунтовым дорогам примерно 100 километров, второй - объезд по правому берегу Волги на 400 км, зато по асфальту. Если бы была вторая машина (из соображений безопасности, а не вытаскивания из болот) мы несомненно выбрали бы первый вариант. Вообщем мы двинулись в строну Николаевска. Там обещали город Камышин на другом берегу водохранилища с гостиницей. Стемнело быстро, как это обычно бывает на юге. Паромная переправа найдена, но парома нет, а вокруг только газели с дынями и арбузами. Неизвестно будет ли еще один паром вообще сегодня. Находим секретную грунтовую магистраль в Николаевск - 10 минут и мы в провинциональном городке, густо населенном гопотой. Гостиница здесь одна, на первом этаже местная дискотека. Пожалуй мы поспим в машине... Подъем в 8:00, гопнический город еще спит, заправляем канистры с водой на колонке. Выдвигаемся на Палласовку. Асфальт на удивление хороший, мы вполне можем идти 110 км/ч. Еще 100 км вдоль малочисленных таможенных КПП с Казахстаном и мы подъезжаем к Эльтону. Переезд через ж/д ветку, грунтовка средней тяжелости на несколько километров. Всю грунтовку Мазда отчаянно пыталась нам сказать, что нужно поставить ее низкопрофильными колесами на асфальт и прекратить издевательства - вывешивание по диагонали и преодоление уклонов на пределе переднего свеса. Антибликовая тонировка на заднее стекло :) Пыль из уплотнителей мы будем вымывать еще не один раз. А стекла минеральной водой близлежащего источника нефига не отмываются. А вот и само озеро, средняя глубина 10 см (!). Эльтон (ударение на второй слог) — соляное бессточное самосадочное озеро на севере Прикаспийской низменности, в Волгоградской области России с районным центром город Палласовка у границы с Казахстаном. Площадь озера — 152 км². Озеро Эльтон было известно еще задолго до того, как стало популярным курортом. Уже во времена Ивана Грозного, после завоевания им Астраханского ханства, началась регулярная добыча соли на соляных озерах тех мест. В то время слава астраханских соляных озер была столь велика, что породила фантастические рассказы об их неисчерпаемости и высоком качестве соли. С 1865 года государственная добыча соли была остановлена и передана в руки частных предпринимателей. Большинство из них ринулось на озера Эльтон и Баскунчак. Из-за больших нагрузок и неплановых разработок, длящихся более века, в конце 1980-х годов XX века отработка соли на Эльтоне была там прекращена. Приблизительно с этого времени можно начинать отсчет курортного предназначения озера. На сегодняшний день Эльтон — это курорт с минеральными водами, лечебными ресурсами которого являются, кроме рапы, минеральные воды редкого хлоридно-натриево-магниевого типа. Они оказывают омолаживающее действие и стимулируют кровообращение. В трёх километрах от озера находится источник, чья вода по химическому составу очень похожа на «Ессентуки-17». Вдохновленные рекордами скорости которые ставят на соляных озерах здесь тоже нашлись местные герои. Урез воды находится на 18 метров ниже уровня моря. Оставь свой след в истории. На дне выходы солёных источников. Озеро заполнено рапой, которая весной распресняется. На дне озера — залежи солей (главным образом NaCl, KCl) и минеральной сероводородной грязи. Сухая соленая корка, идеально гладкая поверхность. Принимать грязевые ванны. Это ведь так просто - копаешь грязь до момента пока не почувствуешь сильный запах, обмазываешься ей и спустя 10-15 минут смываешь. Природное лекарство, которое действительно помогает. Лечение заболеваний периферической нервной системы, органов движения и опоры, пищеварения, гинекологических и др. Целебные ванны под палящим солнцем. Сюда приезжают лечится, а раньше добывали соль. Рядом есть источники с минеральной водой, которую пьют коровы. Ладно, хорошего понемногу, а нам пора ехать в Саратов. Трассу М6 я больше не хочу видеть даже в страшном сне, поэтому домой вернемся по М5 «Урал». Обратно в Палласовку и выезжаем на малоизвестную трассу прямиком на Саратов. Здесь весело и интересно, за 400 км пути нам не встретилось ни одной автозаправки, а встречных автомобилей было не больше десятка... Русская национальная игра - угадай правильную траекторию проезда. Дорога откровенно ведет в никуда, здесь отлично переправлять контрабанду из Казахстана. Близ Саратова некогда приземлился Юрий Гагарин, с тех пор здесь установлен памятный монумент. Затем мы приехали в Саратов. На посту ДПС на въезде в город нам сообщили о несоответствии тонировки передних стекол ГОСТу и принялись выписывать штраф на 100 рублей, я же донимал инспекторов на тему того, что им больше заняться что ли нечем, взяток все равно не получат, штраф оспаривается (талон ТО на месте). Поинтересовался, стоит ли мне на выезде из города проезжать теперь с опущенными передними стеклами (выезжать из города будем по другой дороге) или данный дебилизм происходит только на этом посту. Вообщем, Саратов примечателен только тем, что расположен на Волге. В остальном город квадратно-гнездовой планировки с ДПСниками на каждом перекрестке (лучше б за безопасностью следили, а не за тонировкой). В центре города пешеходная улица Кирова (как в Челябинске) которая является лицом города. Большая деревня, одним словом. Ночуем в гостинице с 5 метровыми потолками и дубовой мебелью. В полдень выезжаем на Москву - путь на М5, через Пензу. Афигительные пейзажи омрачаются отвратительной дорогой. Плохой асфальт надоел, снижаем скорость до 50 км/ч, нас обгоняют даже грузовики... Ничего страшного, впереди развязка с М5 и дальше до Москвы - дорога за которой следят. Самые плохие участки - это колейность, где нам не хватало клиренса, и качественные заплатки, которыми нас уже было не испугать. Все остальное - это хорошая и качественная магистраль, скорость колебалась от 110 до 170 км/ч. Поздним вечером мы были дома.
После обеда во вторник выехали, вернулись вечером в воскресенье. Две ночи в гостиницах, три в машине. Питание — вокруг полно магазинов. Суммарный пробег 3333 км, со средним расходом 7,8 литра, кондиционер был включен 70% пути. Заливался 92-ой бензин, по средней цене 23,5 рубля. Крейсерская скорость движения 110-130 км/ч при наличии асфальта без ям под колесами, в случае наличия ям и постоянного маневрирования между ними — 50-90 км/ч. Штрафы: квитанция на 100 р. за тонировку от Саратовских ДПСников, и квитания (идиоты, целых 200 рублей предлагал, ну не хотят и не надо) за небольшое превышение скорости под Баскунчаком в зоне действия знака «40, дорожных работ нет, просто разводим на деньги». Больше нигде ни разу не останавливали. Домой привезли кучу дыней и арбузов (10 р/кг). Из риска для нас была низкопрофильная резина и диски - все вернулось целое, однако диски похоже стали квадратными. На обратном пути перетерся управляющий провод электрогидроусилителя руля (походу от тряски жгут проводов выпал из держателя). Оказывается, этот загадочный механизм на самом деле простой гидроусилитель, насос которого питается электричеством, а не от вала двигателя. Устранил в гараже за час, хотя туда подлазить нужно было снимая бампер. В остальном никаких проблем. Можно было съэкономить на гостинице, но в одну машину жить в палатке на наш взгляд рискованно. Еще мы не доехали до Самары, но как мы теперь знаем М5 пригодна для автомобилей, так что мы обязательно еще туда съездим.
COMMENT.COMMENTS