Оказывается, звучный слоган насчет «самой португальской…» жители Монсанто (Monsanto) не «прицепили» себе сами. В 1938 году проводился всепортугальский национальный конкурс этого «самого-самого», или, по-научному – «аутентичного» населенного пункта, и лавровый венок победителя, точнее, серебряный петух, попал в руки монсантовцам. Петух и сегодня красуется на часовой башне посреди села. Так чем же все-таки Монсанто » самая португальская»? Поселок расположен на склоне одноименной горы (если быть точным – гранитной скалы) высотой под 800 метров, название переводится как «Гора святая» (Mons Sanctus). Время капитально поработало над гранитной породой горы, так что на дату основания деревни в теперешнем ее виде, а это 12 век, место расположения будущего городка было усыпано валунами различных размеров. Жители приняли достаточно разумное решение большие валуны не трогать, а застраивать пространство между ними, под ними, над ними, словом – везде, используя камни как стены, крыши, фундамент и основной строительный материал. В результате застройки получилось уникальное хитросплетение природных скальных образований и творений человеческих рук, как говорят местные, «в Монсанто никогда не знаешь, где заканчивается камень и начинается дом». Природные образования оставили свой отпечаток не только на своеобразной архитектуре деревушки, но и на дорожном строительстве, которое велось абсолютно хаотично. Вообще основание для всего, будь то строение или дорога, в Монсанто идеальное – это естественная твердая скальная порода, которую остается только слегка подмарафетить, очистив местами от более мягких наслоений и выровняв поверхность под имеющиеся задачи. Закладывать ямы есть чем – практически все вокруг, включая собачьи будки и загоны для свиней, построено из резанных из камня «кирпичей» различных размеров. Из того же камня резалась и бровка для дорог. Но сами дороги представляют собой невероятный клубок из подъемов, спусков, поворотов, перекрестков под всевозможными углами. И все это поддерживается в строжайшей чистоте. В округе были найдены предметы быта первобытного человека, пригласили археологов, те покопали там и сям и поведали монсантовцам, что люди в этих краях обитали еще со времен палеолита. Также нашли присутствие – иберийцев, римлян, вестготов и арабов. А король Афонсо Энрикес в 1165 году отвоевал Монсанто от мавров и предоставил его тамплиерам для замка, что и было сооружено. Замок за восемьсот последующих лет активно использовался, поскольку охотников завоевать его было немало, а Монсанто всю дорогу показывал себя крепким орешком. Так продолжалось до тех пор, пока оборона крепости сама себя не высадила в воздух, нечаянно взорвав пороховой склад. Замок слегка разрушился, но в будущем его ремонтом никто не занимался, так что то, что сейчас там находится – это кристально чистая история самой высокой пробы, как говорится, до последнего камешка. Хорошо еще, что фейерверк приключился в мирное время, а не то горожанам пришлось бы туго. Кстати, по поводу войны в Монсанто бытует интереснейшая легенда, связанная с самым значительным местным праздником. Шел какой-то там год (историки до сих пор путаются), после 7 лет осады в замке не осталось вообще никакой пищи, кроме одной коровы и мешка зерна. Осажденные грустно смотрели на буренку, понимая, что эта последняя скотинушка ненадолго оттянет их смертный час. И тут какой-то там безымянной женщине залетела в голову интереснейшая мысль – а что, если показать врагу, что у них еды завались? Горожане, посовещавшись, решили так и действовать, поскольку пустить корову на мясо и зерно на лепешки ровным счетом ничего не решало – все равно каюк. Так что корову до отвала накормили зерном и с веселым улюлюканьем сбросили на головы неприятеля. Офонаревший враг обозрел прилетевшее парнокопытное, особенно его набитое брюхо, и решил, что продолжать блокаду бессмысленно, поскольку если после семи лет изоляции в Монсанто даже коровы жрут чуть не лопнут, то эта осада вообще никогда не закончится. Войска отступили, Монсанто был спасен. Считается, что манипуляции с коровой происходили 3 мая, в этот день празднуется «День Святого Креста». Торжественная процессия, одетая в праздничные национальные костюмы, шагает к замку, неся украшенный цветами белый горшок, символизирующий корову. После всяких ритуалов, как и сколько-там лет назад, корова, то есть горшок в современном варианте, летит со стены замка на землю.
COMMENT.COMMENTS